Тропарь, гл.1. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак, гл.
2. В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание. Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Успение Пресвятой Богородицы
Для Богородицы, как сон Соделал смерть Христос. И, душу Он, приняв Её На Небеса унёс!
Но не оставила Она Людей, даря ответ В апостольские времена, Что смерти в жизни – нет!
Она над миром и сейчас Сияет, словно сень. И больше радости для нас, Чем грусти в этот день!
Е.Санин Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Успение Пресвятой Богородицы М.Барсов О Божией Матери… священник Константин Пархоменко Успение Божией Матери протоиерей Серафим Слободской Успение Пресвятой Богородицы архимандрит Рафаил Карелин Проповедь схиархимандрит Кирилл (Павлов) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии святитель Феофан Затворник
Беседа на всеблаженное Успение Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
святитель Григорий Палама
УСПЕНИЕ – ПРОСТО "СОН"
Дни памяти христианских святых – как правило, дни окончания их земной жизни.
Среди них исключительное место занимает день расставания с жизнью Девы Марии. Отсюда и двоякая тональность праздника: понятная человеческая скорбь сочетается с радостной уверенностью в том, что смерти как уничтожения и небытия просто не существует. На это указывает и славянское название: "Успение" – это просто "Сон", за которым следует пробуждение и слава.
О земной жизни Девы Марии известно мало: канонические Евангелия говорят о Ней только в связи с Ее Сыном. Известно, что умирающий Христос просил Ее усыновить Своего любимого ученика – св. Иоанна Богослова. Наконец, Книга Деяний Апостольских говорит о Ее пребывании среди апостолов в еврейский праздник Пятидесятницы, ставший для нас Днем Святой Троицы. (Вспомним великолепные полотна Эль Греко и других мастеров.) Последующая жизнь Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в Библию и не имеющих догматического авторитета.
Одно из преданий свидетельствует об участии Марии в распределении между апостолами земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию Ей выпала Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно связана через Иверскую икону Божией Матери. Но ангел указал Ей иной путь – на Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала позднее мировым центром православного монашества, местом особого почитания Богоматери.
По другому, исторически более достоверному, преданию, Дева Мария тихо жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна Богослова, – в Иерусалиме и Эфесе (на западном побережье Малой Азии), деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала места, относящиеся к земной жизни рано ушедшего от нее Сына.
События последних дней, непосредственно связанные с Успением Богоматери, символически воспроизводят важнейшие моменты Ее жизни. Новым Благовещением становится возвещение архангела Гавриила о близкой кончине, а принятие Марии вместе с телом в "небесную славу" – новым Введением во Храм. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к смертному одру, принимает на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника.
Вскоре наступает кульминация: разлученная с телом душа Богоматери вновь чудесно с ним воссоединяется, и следует уход воскресшего тела в потусторонний мир. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Ее погребения со всех концов Вселенной, раскрыли на третий день гробницу для запоздавшего апостола Фомы. И этот апостол, некогда усомнившийся в Воскресении Христа, теперь сам возвестил товарищам о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в пещере одни лишь погребальные пелены. Успение Богородицы Утром летним, дождливым, ранним-то, Видишь, ангелы делом заняты -
Ризу влажную ткут - дождевицу, Богородице - плащаницу,
Чтоб нетленное тело тканию Утром летним - окутать - ранним.
В каждой капле заплачет колокол, За апостолом послано облако,
Чтоб успел каждый брат речистый К дню Успенья успеть, к Пречистой...
Делом заняты ангелы важным - Дождевицу ткут Деве - влажную,
Утром летним, дождливым, ранним, Чтоб открылось Фомы опозданьем
И ему, и апостолам-братьям, Что нетленное тело взято
В третий день по Ее кончине, В небеса, одесную Сына...
Видишь, утром дождливым, ранним-то Плащаницу ткет Деве ангел-то... (Людмила Колодяжная )
Время Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало до первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в 64 году. Древнехристианская традиция указывает гробницы Девы Марии, Ее родителей Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в восточной части Иерусалима.
Представление о телесном вознесении Богоматери на Небо разделяют христиане и Православной, и Католической Церквей. Отсутствующий в Православии торжественный момент увенчания (коронования) Девы Марии как "Царицы Небесной" Иисусом Христом – излюбленный сюжет западной религиозной живописи, хорошо знакомый посетителем Эрмитажа. Успению Богоматери посвящены многие храмы Востока и Запада, в том числе ранее главный приходской храм Руси – Успенский собор Московского Кремля. Название праздника отразилось также в одной из самых распространенных на Руси "священнических" фамилий – Успенские.
Символично, что Успение – последний "двунадесятый" праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю). А первым общехристианским праздником Нового года станет Рождество Богоматери (21 сентября н. ст.).
Литература: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004; Рашковский Е. Б. "С высоты Востока...". М., 1993, с.71-77. (Отрывок) ... И над этим царством света, Царством мира и привета, Царством чудных сил, Бог вознес Отроковицу И навеки, как Царице, Царство то вручил. И облек Ее в порфиру, Превознес превыше мира Ангельских умов. И нам, грешным и гонимым, От мятежных сил боримым, Даровал в покров! О, Заступница благая! Зришь Ты, Дева Пресвятая, Скорбь моей души. Даруй слезы умиленья, Сердцу – чувство сокрушенья И страстей моих волненье, Бурю утиши... Плейкаст Акафист https://click.my.mail.ru/redir?u=http%3A%2F%2Fyoutu.be%2FTu3Ne54iqFU&c=smw&r=http&o=mm&e=1440787917&s=8baa47555e3f8cb7
https://click.my.mail.ru/redir?u=http%3A%2F%2Fyoutu.be%2FXDwDQ5DujW0&c=smw&r=http&o=mm&e=1440787917&s=761eefea5e25a74d
| | | | |