На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Христиане

20 подписчиков

Го­ве­ние.

Го­ве­ние.



Го­ве­ние [1] (греч. букв. "осто­рож­ность", "преду­смот­ри­тель­ность", "бла­го­го­ве­ние"; лат. pietas, "бла­го­че­стие") – тер­мин пра­во­слав­но­го бо­го­слу­жеб­но­го оби­хо­да, обо­зна­ча­ю­щий осо­бое при­го­тов­ле­ние ве­ру­ю­ще­го к та­ин­ству по­ка­я­ния и при­ня­тию вслед за этим Свя­тых Тайн (при­ча­ще­нию). Объ­ем со­дер­жа­ния это­го по­ня­тия со вре­ме­нем су­ще­ствен­но ме­нял­ся.

Со­глас­но пред­пи­са­нию всё ещё дей­ству­ю­ще­го у нас мо­на­стыр­ско­го (!) Цер­ков­но­го Уста­ва (Ти­пи­ко­на) [2], го­ве­ние в обыч­ное вре­мя со­сто­ит в недель­ном – с по­не­дель­ни­ка по суб­бо­ту [3] – по­сте и воз­дер­жа­нии от раз­вле­че­ний, в по­се­ще­нии за этот пе­ри­од всех бо­го­слу­же­ний (или хо­тя бы в три по­след­них дня), ре­гу­ляр­ных до­маш­них мо­лит­вах, чте­нии ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры и, по воз­мож­но­сти, де­лах ми­ло­сер­дия. Го­ве­ю­щий же во вре­мя мно­го­днев­но­го по­ста уси­ли­ва­ет его для се­бя от­ка­зом от ка­кой-ли­бо ча­сти доз­во­лен­ной (пост­ной) пи­щи. За­вер­ша­ет­ся го­ве­ние ис­по­ве­дью (в суб­бо­ту ве­че­ром или непо­сред­ствен­но пе­ред вос­крес­ной Ли­тур­ги­ей) и уча­сти­ем в Та­ин­стве Ев­ха­ри­стии (при­ча­ще­нии). Это "иде­а­ли­зи­ро­ван­ное" пред­пи­са­ние, с од­ной сто­ро­ны, фак­ти­че­ски изы­ма­ет че­ло­ве­ка из на­пря­жен­но­го рит­ма совре­мен­ной по­все­днев­ной жиз­ни (ли­ша­ет воз­мож­но­сти ра­бо­тать и учить­ся [4]), а по­то­му не мо­жет быть вы­пол­не­но по­дав­ля­ю­щим боль­шин­ством ми­рян, с дру­гой сто­ро­ны, в слу­чае ис­пол­не­ния, ли­ша­ет че­ло­ве­ка воз­мож­но­сти еже­не­дель­но­го уча­стия в Та­ин­стве (в этом слу­чае ему при­дет­ся го­веть круг­лый год)!

В Древ­ней Ру­си го­ве­ние бы­ло об­став­ле­но це­лой си­сте­мой тре­бо­ва­ний, об­ря­дов и обы­ча­ев, ко­то­рые в иде­а­ле долж­ны бы­ли пол­но­стью опре­де­лять жизнь ве­ру­ю­щих в дни по­ста. В пер­вые ве­ка по­сле кре­ще­ния Ру­си на­ши пред­ки обя­за­ны бы­ли го­веть три­жды в год, – в по­сты Ве­ли­кий, Пет­ров и Рож­де­ствен­ский (Филипппов). В XIV-XV вв. по­явил­ся Успен­ский пост и, со­от­вет­ствен­но, рас­по­ря­же­ние об обя­за­тель­ном че­ты­рех­ра­зо­вом го­ве­нии в год. Так про­изо­шло отож­деств­ле­ние об­ще­цер­ков­но­го по­ста и ин­ди­ви­ду­аль­но­го го­ве­ния. Глав­ное го­ве­ние – это Ве­ли­кий пост; дру­гие по­сты – т. н. "ма­лые го­ве­ния". В пе­ри­од го­ве­ния в хра­мах и до­мах чи­та­лись сбор­ни­ки ду­хов­ных по­уче­ний – "Зла­то­уст" и "Зла­то­уст пост­ный", – сво­е­го ро­да "Че­тья Три­одь Пост­ная".

На са­мом же де­ле еди­но­об­раз­ной и со­зна­тель­ной прак­ти­ки го­ве­ния для боль­шин­ства рос­си­ян не су­ще­ство­ва­ло. Од­ни счи­та­ли вре­ме­нем го­ве­ния весь пе­ри­од кон­крет­но­го по­ста и при­сту­па­ли к Свя­тым Тай­нам в его по­след­ние дни или да­же по окон­ча­нии: по­сле Рож­де­ствен­ско­го по­ста – в дни Рож­де­ства или Бо­го­яв­ле­ния, по­сле Ве­ли­ко­го по­ста – в пас­халь­ную ночь (или в Страст­ные Чет­верг и Суб­бо­ту), и т. д. Дру­гие, на­про­тив, ста­ра­лись от­го­веть на пер­вой неде­ле по­ста и по­том устра­и­ва­ли се­бе са­мо­воль­ные по­слаб­ле­ния (так, пьян­ство в празд­ник, слу­чив­ший­ся по­стом, не счи­та­лось его на­ру­ше­ни­ем). По­это­му стро­гие офи­ци­аль­ные пред­пи­са­ния в от­но­ше­нии го­ве­ния яв­ля­лись чи­сто де­кла­ра­тив­ны­ми. Ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют, что в Древ­ней Ру­си долг хо­тя бы од­но­го (!) го­ве­ния в год не ис­пол­ня­ла боль­шая часть "ве­ру­ю­щих". По­пыт­ки цер­ков­ных вла­стей со­хра­нить ра­зум­ный ба­ланс меж­ду внут­рен­ней сво­бо­дой че­ло­ве­ка и его хри­сти­ан­ской обя­зан­но­стью го­ве­ния, взы­вая к со­ве­сти, бы­ли окон­ча­тель­но уни­что­же­ны борь­бой с цер­ков­ным рас­ко­лом ста­ро­об­ряд­че­ства.

Указ 1716 г. пред­пи­сы­вал, чтобы лю­ди всех чи­нов "у от­цов сво­их ду­хов­ных ис­по­ве­ды­ва­лись по­вся­год­но", а на на­ру­ши­те­лей свя­щен­ни­ка­ми по­да­ва­лись "имян­ные рос­пи­си" гу­бер­на­то­ру, на­ла­гав­ше­му на них штра­фы. С раз­но­чин­цев и по­сад­ских лю­дей пер­вый раз взи­мал­ся рубль, вто­рой – два, в тре­тий – три руб­ля; с по­се­лян, со­от­вет­ствен­но, 10 де­нег, грив­на и 5 ал­тын. "Неис­прав­но го­ве­ю­щие" (ме­нее од­но­го ра­за в год) огра­ни­чи­ва­лись в граж­дан­ских пра­вах, им от­ка­зы­ва­ли в по­ступ­ле­нии на го­судар­ствен­ную служ­бу. На­ста­и­вая на еже­год­ном при­ча­ще­нии, "Ду­хов­ный ре­гла­мент" за­ме­ча­ет, что "несть луч­ше­го зна­ме­ния, по­че­му по­знать рас­коль­щи­ка", под­ра­зу­ме­вая, что ста­ро­об­ря­дец не бу­дет при­ча­щать­ся в "ни­ко­ни­ан­ской" церк­ви и этим вы­даст се­бя! Так Та­ин­ство ста­но­ви­лось "кон­троль­ным сред­ством по­ли­цей­ско­го сыс­ка", а от­мет­ка о еже­год­ном в нем уча­стии – сви­де­тель­ством цер­ков­ной и граж­дан­ской бла­го­на­деж­но­сти. Эти ука­зы, фак­ти­че­ски уза­ко­нив­шие ко­щун­ствен­ное от­но­ше­ние к Свя­тым Тай­нам со сто­ро­ны все воз­рас­та­ю­ще­го ко­ли­че­ства ате­и­сти­че­ски на­стро­ен­ных фор­маль­ных "при­хо­жан", лишь спо­соб­ство­ва­ли от­чуж­де­нию со­вест­ли­вых хри­сти­ан от Церк­ви, а вско­ре и не мог­ли уже про­во­дить­ся в жест­кой фор­ме. Так, в ин­струк­ции, вы­пу­щен­ной Свя­тей­шим Си­но­дом в 1897 г., пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам уже не пред­пи­сы­ва­лось, но лишь "брат­ски со­ве­то­ва­лось" го­веть в те­че­ние Ве­ли­ко­го по­ста "хо­тя бы несколь­ко дней".

Совре­мен­ные пра­во­слав­ные иерар­хи и бо­го­сло­вы пы­та­ют­ся пре­одо­леть фор­ма­лизм, сло­жив­ший­ся в усло­ви­ях "го­судар­ствен­ной Церк­ви", и воз­ро­дить древ­нюю ев­ха­ри­сти­че­скую прак­ти­ку при­ча­ще­ния за каж­дой Ли­тур­ги­ей, что с неиз­беж­но­стью вле­чет за со­бой и пе­ре­смотр тра­ди­ци­он­но­го по­ня­тия "го­ве­ние".

Первая седмица Великого поста

По­че­му Ве­ли­кий пост на­чи­на­ет­ся с по­не­дель­ни­ка? Все зна­ют, что Ве­ли­кий пост на­чи­на­ет­ся с по­не­дель­ни­ка. По­че­му? Ведь со­глас­но биб­лей­ско­му и цер­ков­но­му сче­ту дней – это уже вто­рой (!) день неде­ли. Да по­то­му что пе­ри­од скор­би и по­ка­я­ния не мо­жет на­чи­нать­ся с «ма­лой пас­хи», как име­ну­ет­ся каж­дый вос­крес­ный день, от­ме­ча­е­мый тор­же­ствен­ной Ли­тур­ги­ей и со­про­вож­да­ю­щим ее ра­дост­ным пе­ни­ем! От­сю­да про­ис­те­ка­ет вполне по­нят­ная пу­та­ни­ца для же­ла­ю­ще­го уяс­нить струк­тур­ные осо­бен­но­сти ве­ли­ко­пост­но­го цик­ла. Так, Неде­ля сы­ро­пуст­ная (Про­ще­ное вос­кре­се­нье) – это чет­вер­тая (!) неде­ля под­го­то­ви­тель­но­го к по­сту пе­ри­о­да, но сам этот пе­ри­од со­сто­ит из трех (!) недель в обыч­ном по­ни­ма­нии, по­то­му что на­чи­на­ет­ся вос­крес­ным днем и им же за­кан­чи­ва­ет­ся. Чтобы раз­ре­шить это ка­жу­ще­е­ся про­ти­во­ре­чие, вспом­ним, что в цер­ков­но-ка­лен­дар­ном оби­хо­де сло­во неде­ля озна­ча­ет толь­ко один день – вос­кре­се­нье (сла­вян­ское неде­ля про­ис­хо­дит от сло­во­со­че­та­ния не де­ла­ти – не ра­бо­тать, от­ды­хать, т. е. по­свя­щать этот день Бо­гу). По­это­му Ве­ли­кий пост на­чи­на­ет­ся не с празд­нич­но­го вос­кре­се­нья, но с буд­нич­но­го по­не­дель­ни­ка (са­мо на­зва­ние озна­ча­ет по неде­ле, т. е. по­сле неде­ли!), и его пер­вая неде­ля на­сту­па­ет лишь на седь­мой день: это пер­вое вос­кре­се­нье внут­ри ве­ли­ко­пост­но­го пе­ри­о­да по­свя­ще­но Тор­же­ству Пра­во­сла­вия. Вполне по­нят­но, что и за­кан­чи­ва­ет­ся Ве­ли­кий пост то­же «буд­ним» днем (в ка­выч­ках, по­то­му что речь идет о фор­маль­ном ме­сте это­го дня внут­ри се­ми­днев­но­го недель­но­го цик­ла, а не о его хри­сти­ан­ском со­дер­жа­нии!), а празд­нич­ный Пас­халь­ный цикл на­чи­на­ет­ся с вос­кре­се­нья – са­мо­го глав­но­го в го­ду Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния! По­это­му на вось­мой день на­сту­па­ет уже вто­рая неде­ля по Па­схе: это вос­кре­се­нье по­свя­ще­но уве­ре­нию Фо­мы. На­де­юсь, этот во­прос мы уяс­ни­ли.

Ли­те­ра­ту­ра: Как на­до го­веть и ис­по­ве­дать­ся пред ду­хов­ни­ком (брат­ский со­вет пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну). СПб., 1897; Де­боль­ский Г. С. О го­ве­нии по уста­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви. 4-е изд. СПб., 1901; Смир­нов С. И. Как го­ве­ли в Древ­ней Ру­си? // Цер­ков­ные Ве­до­мо­сти, 1901. № 8. С. 266-279; № 9. С. 305-311; № 10. С. 343-351; Он же. Древ­не­рус­ский ду­хов­ник. М., 2004.
                                                                                                             проф.Юрий Ру­бан

[1] Де­ни­сов Л. Жизнь и тво­ре­ния св. Еф­ре­ма Си­ри­на, про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния. С при­ло­же­ни­ем его пред­смерт­но­го за­ве­ща­ния, по­ка­ян­ной мо­лит­вы и уве­ща­ний к по­ка­я­нию, из­вле­чен­ных из "Гим­нов о по­ка­я­нии". М., 1897, с. 64. См. так­же: Уша­ков Н. По­ка­ян­ная мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на и чер­ты его жиз­ни. М., 1905.
[2] Ста­тья пуб­ли­ку­ет­ся в епар­хи­аль­ном жур­на­ле «Во­да жи­вая: Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник», №2/2007; в несколь­ко со­кра­щен­ном ви­де опуб­ли­ко­ва­на в "Рос­сий­ском гу­ма­ни­тар­ном эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре". Т. I. М.-СПб., 2002. С. 463-464.
[3] Его са­мо­на­зва­ние: "Ти­пи­кон, си­речь изо­бра­же­ние цер­ков­но­го по­сле­до­ва­ния во Иеру­са­ли­ме свя­тыя лав­ры пре­по­доб­но­го и бо­го­нос­но­го от­ца на­ше­го Сав­вы" (Ти­пи­кон, си­есть Устав. Т. I. СПб., 1992. С. 9).
[4] "Егда хо­чет кто при­ча­сти­ти­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, по­до­ба­ет ему со­хра­ни­ти всю сед­ми­цу, от по­не­дель­ни­ка пре­бы­ти в по­сте, и мо­лит­ве, и трез­во­сти со­вер­шен­ной все­ко­неч­но, и то­гда со стра­хом и ве­ли­им бла­го­го­ве­ин­ством при­и­мет Пре­чи­стыя Тай­ны" (Ти­пи­кон. Т. I. Гла­ва 32. С. 85).
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх